воскресенье, 10 декабря 2017 г.

Ликбез для слишком жадных или снова о театре. Часть вторая.

Что ж, продолжим разговор? Кто не в курсе, в прошлой статье я предложил обсудить ситуацию, которая сложилась вокруг театра Саксаганского в связи с ненормальным решением областного совета. Не буду углубляться в юридические и прочие дебри, скажу просто - определённая часть депутатов посчитала, что театр Саксаганского слишком дорого обходится областному бюджету - это раз, и что директор и художественный руководитель театра Вячеслав Усков не соответствует занимаемой должности. Просто одно решение набрало большинство голосов, а второе, слава Богу, нет. Ко второму вопросу вернёмся несколько позже,  а пока обратим пристальное внимание на первый вопрос - стоимость театра для областного бюджета.
               Знает, если бы такое решение было принято в году этак 1984-м, я бы ещё как-то отнёсся к этому с пониманием. А вот уже начиная с 85-го, - вряд ли. Потому как уже тогда мы узнали о том, что есть такие экономические понятия как себестоимость, прибыль, рентабельность и эти понятия реальны во всех, подчёркиваю во всех областях человеческой деятельности. Включая, как это ни странно и культуру. потому, что эффективность - она ведь не только в деньгах выражается, но и в других показателях. 
      Чтобы понять, в чём же суть претензий  к депутатам, давайте попробуем ответить на базовый вопрос: зачем области нужен областной театр? То бишь театр,  фонд заработной платы которого оплачивается из областного бюджета? Очень конкретно - зачем? Для статуса? Дескать, какая область без областного театра? Как вывеска? Дескать, власть заботится о народе? Или просто дань традиции - 50 лет назад были областные театры, пусть и сейчас будут?
            Нет, уважаемые дамы и господа, всё намного проще - областной театр нужен области как мобильный носитель культуры. Это механизм, который доносит культуру в виде театральных постановок до зрителей даже самых малых населённых пунктов. То есть, театр, имеющий статус областного, должен обязательно гастролировать в пределах своей области. И давать спектакли как минимум, по районным центрам, а  то и по населённым пунктам меньшего масштаба.  Причём, желательно, чтобы эти спектакли были высокого качества. И если театр, который имеет статус областного, с этими функциями справляется, то всё в порядке - область получает именно то, что ей нужно. Если этого не происходит, то нужно что-то менять.
            Другими словами, с точки зрения рынка, областной совет выступает в роли заказчика, он получает услугу, за которую платит. Мы вам 24 миллиона грн, а вы нам - определённое количество выступлений в районных центрах области. Исходя из этой схемы давайте внимательнее посмотрим на театр Саксаганского. Что мы имеем в течении сезона? Более 600 спектаклей в течении года! Более шестисот, уважаемые (хотя и под вопросом) господа депутаты! Оглянитесь на столичную театральную тусовку, какой другой академический театр берёт такую планку? Да что академический, поинтересуйтесь, сколько постановок в году у национального театра имени Франка? Сравните цифры, вы будете очень удивлены!
         Дальше. Собственно гастроли театра Саксаганского. Театр гастролирует постоянно! Автобус театра (если это можно назвать автобусом в 21 веке) наматывает каждый год тысячи километров - можете проверить по его спидометру, по дорогам области, доставляя артистов  в различные населённые пункты. Причём, хочется уточнить, театр едет на эти выступления, везя с собой и декорации,  так как на многих площадках их нет вообще! И всё это делает за свой счёт! То есть, готовит спектакль, изготавливает декорации, шьёт костюмы, а потом всё это появляется  на сценах районных центров! А себестоимость, для театра, одной премьеры - это более 100 тысяч гривен! А таких премьер в сезоне - от шести до десяти! И, повторяю, рано или поздно, но любой спектакль отправляется в гастрольную  поездку. И всё потому, что театр Саксаганского - это по-настоящему успешный современный театр!
           А это означает что? Что зрители в маленьком районном центре видят то, что порой не могут наблюдать даже зрители столицы! Во многих театрах драматические актёры во время спектакля поют на уровне хороших эстрадных, а то и оперных исполнителей? В театре Саксаганского поют и это слышит зритель небольшого районного центра. Во многих столичных театрах драматические актрисы танцуют не хуже артистов балета? В театре Саксаганского танцуют и это тоже видят зрители маленьких населённых пунктов. Многие столичные театры, включая извините, национальный, могут похвастаться тем, что актёры владеют навыками акробатики? Театр Саксаганского умеет делать и это, зрители многих населённых пунктов в этом уже убедились.
         И теперь я предлагаю вернуться к началу сегодняшнего обсуждения. Господа депутаты, вы продолжаете считать, что вы слишком дорого платите за такой высококачественный продукт?! Вы хотите купить "Айфон" последней модели за 100 долларов? Желание вполне понятное, но вряд ли вы найдёте магазин, в котором удовлетворят такое желание. В лучшем случае на такой запрос вам продавцы вежливо скажут, что у них просто нет такой модели. В худшем- выскажут всё, что о вас думают. не стесняясь в выражениях. 
    Так почему в отношении творческого продукта всё должно быть по-другому? Почему получая то, на что ты и рассчитываешь, в данном случае - регулярные и качественные гастроли в малых городах, начинает звучать базарное "ваша картошка столько не стоит"?  Может быть потому,что тех, кто голосовал за это решение мало интересует, есть  вообще гастроли и нет? Ответ пусть каждый найдёт сам...
           А те, кто считает, что продукция "саксаганцев" мало чем отличается он того, что делает средний театр, может посмотреть вот это...


Комментариев нет:

Отправить комментарий