вторник, 7 ноября 2017 г.

Кто в театре главный или результат решает всё...

      Так уж устроен человек, что многое в жизни становится ему понятным после того, как он получил значимую информацию. Непонятно?  Ну, к примеру, когда девочка в школе слышит от учительницы фразу " за это время родить можно!", она не до конца понимает, насколько это долго. А вот после того, как она станет мамой, да ещё не дай Бог, роды будут сложными, вот  тут до неё дойдёт смысл этой фразы!
           В подобном  положении долгие годы был я, вспоминая фразу Владимира Высоцкого "кино - это режиссёрское искусство".  Мне долгие годы было непонятно, а что, есть какое-то другое искусство? То есть, род деятельности, в котором первую скрипку "играет" другая специальность?
        Ответ пришёл с того времени, как я познакомился с театром. И теперь могу утверждать однозначно - да, кино это искусство режиссёрское, потому, что там главный - режиссер. А вот театр - это искусство актёрское. Потому, что там главный - актёр. Вернее стоит сказать так - "современный театр - это, в первую очередь, талантливый актёр". Не согласны? Тогда познакомьтесь с аргументами.
           Чем технологически театр  отличается от кино? Точнее - кинофильм от театральной постановки? В первую очередь тем, что выражаясь телевизионным языком, кинофильм зрители наблюдают в записи, а театральная постановка идёт в прямом эфире! И режиссёр, каким бы талантливым он не был, не в состоянии что-то изменить непосредственно во время спектакля! В кино, если актёр отыграл эпизод плохо, режиссёр объяснит, в чём ошибка и эпизод снимут второй, третий и так далее раз. Я не собираюсь сейчас говорить, что там хорошо, а там плохо, нет. Это особенности разных видов искусства и это прекрасно.
      Речь о другом. Талант актёра проявляется намного ярче в театре. Потому что каждый раз - это новый образ, актёр не может работать как видеомагнитофон - сегодня он финальный монолог говорил чуть громче, а вчера он звучал чуть тише. Вчера он через сцену просто быстро прошёл, а завтра может почему-то пробежать. И не потому, что он рассеянный, а потому, что он сегодня именно так чувствует роль! Вот так всё сложилось в этот вечер...
           За это любят театральные актёры театр, за возможность каждый раз проживать роль, а не быть механической куклой, которая, как заведённая повторяет одно и то же. И за это же любят театр зрители, потому что приходя в десятый раз на одну и ту же постановку, с одним и тем же составом актёров, они всё равно находят для себя что-то новое. Я не преувеличиваю, "Таксиста" я смотрел как раз десять раз. Правда, состав, увы, менялся.
           Кто-то может сказать, что это неправильно, что режиссёр должен вмешаться, внести коррективы...Но уважаемые дамы и господа, современный театр - это механизм, система, которая ориентирована не на интересы режиссёра, а на реакцию зрительского зала. Вы когда-нибудь видел тренера, который кардинально меняет установку команде, если она продолжает выигрывать? Если тренер не идиот, то он этого делать не будет. А для театра результат - это реакция зала. Если она положительная, люди радуются тому, что происходит на сцене, оставляют восхищённые отклики в книге отзывов на сайте театра, в группах и форумах - то как бы ни сожалел режиссёр по поводу произошедших изменений, но портить картину ему никто не позволит.
          Конечно, стоит подчеркнуть - речь идёт о по -настоящему талантливом актёре! Кто-то может сказать, что ведь их не так много, тем более, в провинциальных театрах. Но реальность такова, что зрители и ходят в театр "на кого-то". Справедливо это или нет, но так складывается ситуация - есть "звёзды", а есть те, кто находятся рядом. Несправедливо? Возможно. Но  каждый актёр свободен в своём выборе. Не нравится распределение ролей? Считаешь, что ты достоин большего? Ищи другой театр, где твой талант оценят по достоинству! Впрочем, это уже тема для отдельного разговора....

Комментариев нет:

Отправить комментарий