среда, 22 ноября 2017 г.

Провинциальный театр. Мифы и реальность.

Нравится нам это или не нравится, но очень часто мы находимся в плену стереотипов.  Стоит отметить, что стереотипы - это далеко не всегда плохо. В некоторых ситуациях они экономят нам время и силы. К примеру, мы видим огонь под, скажем, кастрюлей и, исходя из стереотипа, не рискуем прикасаться к ней, предполагая, что она может быть горячей. Хотя, возможно, она ещё не успела как следует нагреться.
          Но большей частью стереотипное мышление лишает нас способности критично мыслить, и, как следствие, делает нас лёгкой добычей для тех, кто стремится нами манипулировать. Поэтому стоит постоянно анализировать, а не появляется ли в нашем мышлении и лексиконе признаки того, что можно назвать стереотипным мышлением.Какое это имеет отношение к теме театра? Да  самое прямое. Есть определённого количество терминов, которое, мягко говоря большинством воспринимается как догма, но при этом они совершенно не соответствуют реальности.
        Один из таких терминов - "провинциальный театр". В более широком варианте - "провинциальный театр - это плохой театр". Произносится эта фраза чаще всего с интонациями судьи, который зачитывает обвинительный приговор по  очень тяжёлой статье. То есть приговор окончательный и обжалованью не подлежит. А на мой взгляд тут есть что обсуждать и обжаловать. Давайте попробует разобраться в вопросе, что называется, спокойно и обстоятельно.
         Во-первых, что подразумевается под словом "провинция"? Если заглянуть в историю вопроса, а берёт он своё начало аж из 19, а то 18 столетия,то практически всё, что не столица, всё считалось провинцией.  Прошло лет сто и термин претерпел некоторую корректировку. Дело в том, что к концу 19 века во многих странах столица перестала быть единственным крупным городом, а некоторых странах вообще перестала быть и самым крупным городом. Чисто условно, понятие "провинция" стало относиться к населённым пунктам приблизительно уровня районного центра.
         Исходя из этого, понятие "провинциальный театр" чаще всего, стало относиться к театру, который находится в районном центре. То есть, небольшой город или даже городок. Если быть конкретным,то в нашей стране есть целый ряд районных центров, в которых население сто тысяч человек и больше. И вот возникает вопрос: а логично ли предположение, а то и уверенность в том, что у такого количества потенциальных зрителей обязательно должен быть ПЛОХОЙ театр? Кто-то выдвинет предположение, что такие театры являются либо муниципальными, либо самодеятельными, а это означает низкий уровень финансирования. И, как следствие - низкий уровень постановок.
         Позволю себе с этим не согласиться. Если рассматривать современный театр, то, как мы уже обсуждали, он должен в своей работе исходить из потребностей зрителя. Но скажите на милость, а чем кардинально запросы зрителя из города - миллионника отличаются от запросов зрителя из города с населением в десять раз меньше? Если говорить о запросах  эмоциональных и психологических? Разницы, в общем-то, никакой. Скажу больше - учитывая, что развлечений в небольших городах меньше, тяга зрителей к театру выше!
          Какой из этого следует вывод? Что успешный современный театр может функционировать как в столице, так и в районном центре. Конечно, в небольшом городе проблем будет больше, но это лишь означает, что уровень профессионализма у администрации театра должен быть выше! Необходимо выстраивать очень качественно как систему управления внутри театра, так и продумывать мероприятия информационного порядка для того, чтобы население города не просто знало о том, что в городе есть театр, но и хотело хотя бы раз побывать на спектакле. И, на мой взгляд как раз театр Саксаганского демонстрирует, что это возможно, причём успеха можно добиться за относительно короткий промежуток времени.
      Есть ли особенности для тех театров, которые считаются провинциальными? Об этом в следующей статье...

Комментариев нет:

Отправить комментарий